Фрагмент для ознакомления
2
По мнению Б.А. Кузнецова «издательское дело в современной России представляет собой разветвленную систему взаимодействующих субъектов рыночной экономики, для которых предметом экономического и в определенном смысле идеологического и социального интереса является книга».
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 10.02.2021) включает в данную группировку следующие виды:
- издание книг, брошюр, рекламных бюллетеней, словарей, энциклопедий, атласов, карт и таблиц;
- издание газет, журналов и периодических изданий, каталогов и списков рассылки и прочих изданий, а также выпуск программного обеспечения
- обеспечение воспроизведения содержания (информационной продукции), в том числе приобретение авторских прав на него, среди неограниченного круга лиц путем организации или участия в воспроизведении и распространении этого содержания в различных формах;
- все возможные формы издательской деятельности (печатная, электронная или звуковая, в информационно-коммуникационной сети Интернет, в виде мультимедийных продуктов, например справочников на CD-ROM и т.д.), кроме выпуска кинофильмов.
Издательская деятельность служит удовлетворению духовных потребностей человека. Продукция данной отрасли дает возможность повышать образовательный и культурный уровень людей, способствует расширению кругозора индивидуумов, помогает осмыслению окружающего мира.
Особенностью издательской продукции является ее идеологизированность, книги, противоречащие принятым в обществе нравственным и эстетическим нормам, печататься не будут.
Как продукция издательской деятельности книга, являясь уникальным результатом творчества автора, становится товаром и обладает стоимостью.
Специфика издательской деятельности заключается в том, что ее продукт каждый раз новый, требующий присущего только ему художественного и технического оформления. Это приводит к безграничности ассортимента книгоиздательской продукции.
Создаваясь в сфере нематериального производства, книга обретает материальную форму в типографии.
Таким образом, книгоиздательская продукция представляет собой итог сотрудничества автора, издательства и полиграфического предприятия, созданный в соответствии с моральными устоями общества.
1.2 Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятий книгоиздательской отрасли
В экономической литературе 6 различают два направления экономического развития: экстенсивное и интенсивное, сущность которых представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Характеристика типов экономического развития
Рассмотрим направления развития книгоиздательской отрасли России.
Главный параметр, позволяющий оценить эффективность книгоиздания- это количество выпущенных за год наименований и их общий тираж.
Динамика данных показателей представлена на рисунке 2.
Источник: составлено автором по данным «Книжный рынок России 2020»
Рисунок 2 – Динамика основных показателей книгоиздательской отрасли РФ в 2001-2020г.г.
Диаграмма показывает, что основные показатели книгоиздания развиваются неравномерно, причем, начиная с 2009 года общий тираж изданий постоянно снижается. Это означает, что постоянно уменьшается тираж одного издания. Однако, снижение количества изданных книг и брошюр отмечается только в 2019-2020 годах, что, несомненно, связано с пандемией COVID-19.
Охарактеризуем факторы развития изучаемой отрасли.
Исследователи, в частности И.И. Ординарцев отмечает, что условиях кризиса, который переживает в последние годы во всем мире книгоиздание (падают тиражи, объемы выпуска, листаж) ученые отмечают две группы стратегий: стратегии развития издательств и стратегии развития отрасли. Следует заметить, что данный автор считаю эти стратегии лишь тактическими действиями организаций.
Характеристика факторов развития издательств, с учетом оценки этих направлений И.И.Ординарцевым, представлена в таблице 1.
Таблица 1 –Факторы развития издательств
Экстенсивные факторы Интенсивные факторы
содержание оценка содержание оценка
1 2 3 4
Слияние и поглощение Участники получают преимущества: объединение сбытовых сетей, расширение торговой линии, усиление региональных издательств, объединение производственных отделов Снижение издержек Трудно добиться значительных результатов потому, что себестоимости выпуска книги затраты на бумагу и картон составляют 50–60% и
стоимость
отечественных расходных материалов постоянно увеличивается
Увеличение каналов сбыта Требует реализации книг в супермаркетах, магазинах детских игрушек и других местах скопления потенциальных
покупателей, что эффективно в своих торговых пунктах, иначе требует согласие торговых организаций Работа на «быстрых» складах Оборачиваемость склада зависит от спроса на выпущенные книги, трудно значительно снизить складские расходы
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
Увеличение тиражей Снижает себестоимость одной книги, но большие тиражи увеличивают складские расходы и связывают финансовые ресурсы
Повышение качества книг Повышает стоимость книги
Привлечение новых и оригинальных проектов Дает ежегодный прирост оборота на уровне до 30%., но может привести к увеличению стоимости книг
Внедрение новых технологий и процессов (использование цифровых печатных процессов и концептуального принципа «Print-on-Demand» — печать по требованию)
Источник: составлено автором по данным И.И. Ординарцева
В отношении развития книгоиздательской отрасли в целом исследователи ключевым фактором считают государственную поддержку, включающую следующие меры:
льготное налогообложение;
льготная аренда торговых площадей;
финансовая поддержка издания книг;
развитие государственных программ поддержки чтения;
поддержка малых книжных магазинов (площадью менее 80м2);
развитие кадрового обеспечения книгоиздания.
Не все эти меры достаточно целесообразны. Так финансовая поддержка коммерческих структур запрещена правилами ВТО (Россия является леном данной организации), поэтому реализация данной меры затруднит выход российских книг на международный рынок. Кроме того, никакие законодательные решения не сделают издательский бизнес успешным, если сами организации не будут формировать конкурентоспособную продукцию.
В целом по материалам главы можно сделать вывод, что развитию книгоиздательской отрасли России будут способствовать консолидация отрасли, формирование крупных издательских холдингов, нефинансовая поддержка со стороны государства и крупных компаний программ чтения книг, развитие рынка электронных книг.
1.3 Потенциал развития предприятий книгоиздательского сектора экономики в России
Перспективы развития издательской сферы экономики в первую очередь связаны с инновационными направлениями, в частности с цифровым книжным контентом.
Электронные книги - мощный интенсивный фактор развития книгоиздательской отрасли.
Широкое развитие информационных технологий способствовало повсеместному распространению электронной книги и электронного чтения. Активную динамику показывают все сегменты нарождающегося рынка цифрового книжного контента (рисунок 3).
Преимуществом рынка электронных книг является то, что при успешном развитии всех его сегментов и сбалансированной системе ценообразования он дает возможность получить доступ к книге в любой точке страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 10.02.2021) Электронный ресурс.Консультант плюс -1997-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.05.2021)
2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. – 100 с.
3. Кузнецов, Б.А. Экономика и организация издательской деятельности/Б.А. Кузнецов. – М: Издательство «Омега-Л», 2012. – 359с.
4. Федосеева, В. А. Экономика организации (предприятия) /В.А. Федосеева. - Пермь, 2018. –170 с.
5. Нечитайло, А. А. Ретроспектива инновационных процессов в издательском деле /А.А. Нечитайло и др. – Самара: Изд-во Самарского
университета, 2018 – 328 с.
6. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/ Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с
7. Гвоздева, Г. В. Основные проблемы и перспективы развития рынка услуг книготорговых организаций /Г.В. Гвоздева // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. - №3 (17) –С.187-192.
8. Ершова, Ю. А. Российский рынок электронных изданий: epub в тренде /Ю.А. Ершова // Вестник МГУП. - 2015. - №4. – С. 32-39
9. Зимина, Л. В. Self-publishing: авторские и издательские интернет-платформы самопубликаций/ Л.В. Зимина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - №3 (25). – С.135-142
10. Зимина, Л. В. Культурная конвергенция: новые медиа и издательский бизнес/Л.В. Зимина // Вестник ЧелГУ. - 2015. - №5 (360). – С.377-381
11. Лизунова, И. В. Рынок электронных книг в России: специфика производства и дистрибуции /И.В. Лизнова // Книгоиздание. 2019. - №19. – С.106-125
12. Лизунова, И. В. Технологическая модернизация издательского дела как основа интеграции в современное медиапространство /И.В. Лизунова// МНКО. - 2015. - №5 (48). – С.244-247
13. Нечай, Ю. П. Особенности современного книжного рынка России /Ю.П. Нечай, О.В. Хлопунова // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2016. - №3 (182). – С. 198-203
14. Ординарцев, И. И. Анализ стратегий развития книгоиздания в России /И.И. Ординарцев// Управленческое консультирование. - 2016. - №8 (92). – С. 76-82
15. Пухнатый ,Ф. А. Современные проблемы и тенденции развития книгоиздания в Российской Федерации /Ф.А. Пухнатый // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 5: Экономика. - 2012. - №3 (104). – С. 124-132
16. Рыбалко, А.А., Соловьева С.Н. Инновационный подход в современном книгоиздании /А.А. Рыбалко, С.Н. Соловьеа// Территория науки. - 2016. - №6. – С.89-95
17. Суптело, Н. П. Медведева Ольга Игоревна Основные тенденции развития отечественной издательской отрасли / Н.П. Суптело, О.И.Медведева//Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. - Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - №1 (16). – С.118-123
18. Хлопунова, О.В. Особенности современного книжного рынка России/О.В. Хлопунова//Вестник КГУ. - Выпуск 3 (182) - 2016. – С.198-203
19. Лизунова, И.В. Книгоиздание и книгораспространение в регионах: проблемы и решения/И.В. Лизунова, А.С. Метельков//Труды ГПНТБ СО РАН. – 2020. – №2. – С.90-98.
20. Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития Электронный ресурс.-2020.- Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/235017614 (дата обращения 3.05.2021)
21. Милехина, М. Ю. Повышение эффективности функционирования предприятий книгоиздательской деятельности: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 /М.Ю.Милехинв;Московский государственный технический университет «МАМИ». — Москва, 2005. — 28 с.
22. Ланская, П. После коронакризиса: последняя глава книжных магазинов Электронный ресурс/Деловой Петербург –2021. – Режим доступа: https://www.dp.ru/ pr (дата обращения 10.04.2021)
23. Особенности организации и структуры современного книжного дела в России Электронный ресурс // Myfilology.ru –2021. – Режим доступа: https://myfilology.ru (дата обращения: 25.05.2021)
24. Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России Электронный ресурс//ООО «Твинс». - 2008 – 2021. - Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020- (дата обращения 03.05.2021)
25. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Электронный ресурс//ФАПМК. 2010– 2020. - Режим доступа: https://fapmc.gov.ru/rospechat.html
26. Печать Российской Федерации Электронный ресурс//Российская книжная палата. – 2020. - Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/statistics.html (дата обращения 10.04.2021)
27. Печатная книга: объем и динамика ключевых индикаторов розничного рынка Электронный ресурс//ООО «Книжная индустрия». – 2008-2021. - Режим доступа: https://www.bookind.ru/journal/9540/ (дата обращения 10.04.2021)
28. Бухгалтерская отчетность ООО «Издательство «Эксмо» Электронный ресурс// Аудиторская фирма «Авдеев и Ко. - 1999-2021. - Режим доступа: https://www.audit-it.ru (дата обращения 10.04.2021)